Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

    1.    Для отдельных видов товаров, работ, услуг Правительством РФ могут быть установлены специальные правила описания (ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

    Для закупки лекарственных средств и препаратов предусмотрено включение в описание объекта закупки следующей дополнительной информации (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44):

    - международные непатентованные наименования лекарственных средств;

    - химические, группировочные наименования лекарственных средств - если отсутствуют международные непатентованные наименования;

    - торговые наименования лекарственных средств - если закупаются лекарственные средства по перечню лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также лекарственные препараты, назначенные пациенту врачебной комиссией при наличии медицинских показаний. Перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и Порядок его формирования утверждаются Правительством РФ.

    Предметом одного лота не могут быть (п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44):

    - лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Постановлением Правительства РФ;

    - лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. 

    2.    Отклонение заявки, вторая часть которой содержит наименование медицинского изделия, его производителя, реквизиты регистрационного удостоверения, может привести к ограничению количества участников.

    Несмотря на то, что в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44 требование заказчика о наличии во второй части заявки на участие в открытом электронном аукционе копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия, правомерно, вместе с тем по мнению антимонопольного органа, при рассмотрении заявок можно воспользоваться государственным реестром медицинских изделий, размещенным на официальном сайте Росздравнадзора. В связи с этим антимонопольный орган полагает, что отклонение заявки, вторая часть которой содержит наименование медицинского изделия, его производителя, реквизиты регистрационного удостоверения, может привести к ограничению количества участников

    Такой вывод содержится в п. 1 Письма ФАС России от 23.10.2014 № АД/43043/14. 

    3.    Комиссия отказала участнику в допуске на участие в аукционе, так как в заявке содержались недостоверные сведения: характеристики предлагаемого медицинского оборудования не соответствовали сведениям с официального сайта производителя.

    Антимонопольный орган признал действия комиссии неправомерными. По мнению суда, изложенному в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 № 15АП-7782/2015, Закон № 44 не содержит требования проверять содержание заявки на соответствие информации в сети Интернет.

    Размещение на сайтах сведений о товарах является правом хозяйствующих субъектов, а не обязанностью. Такие данные на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными. Заявка соответствовала условиям документации, а недостоверность представленной информации не доказана. 

    4.    Заказчик установил в аукционной документации конкретное требование к упаковке медицинского препарата.

    Антимонопольный орган признал заказчика нарушившим ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44. Однако Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.07.2015 № Ф08-5244/2015 решение антимонопольного органа признано незаконным.

    По мнению суда, требование поставить товар во флаконе обусловлено спецификой назначения и способом применения лекарственного средства. Ампула не сохраняет препарат в герметичном состоянии, что приводит к его неоправданному расходованию. Хранить лекарственное средство во флаконе можно и после вскрытия упаковки.

    Доказательств того, что данное требование привело к ограничению конкуренции, не представлено. Кроме того, к участию в аукционе были допущены семь участников закупки с предложением о поставке лекарственного средства во флаконе. 

    5.    Согласно конкурсной документации (предмет - поставка медицинского оборудования), не допускается привлекать соисполнителей для выполнения контракта.

    Антимонопольный орган признал такое требование правомерным. В соответствии с ч. 1 ст. 706 ГК РФ в договор может быть включено требование о личном выполнении подрядчиком работы. Кроме того, Закон № 44 не содержит запрета указывать в документации такие условия.

    Предметом конкурса является высокотехнологичное медицинское оборудование. Целесообразно, чтобы все стадии исполнения контракта (монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию) реализовывало одно лицо.

    Установление условий, которые приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих целям осуществления закупок, не признается нарушением ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

    При разрешении спора в суде (решение антимонопольного органа оставлено в силе), была учтена позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10. 

    6.    Два юридических лица с общим учредителем могут участвовать в одной закупке.

    Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 30.12.2015 № Д28и-3854, в Законе № 44 отсутствует подобный запрет. 

    7.    В порядке оценки заявок (закупка по Закону № 223) должны быть критерии, позволяющие оценить предложение равное нулю.

    Указанный вывод содержится в Решении Московского областного УФАС России от 28.09.2015 по делу № 13190. По мнению антимонопольного органа, заказчик нарушает положения Закона № 223 и КоАП РФ, так как порядок оценки заявок не может быть применен в равной степени ко всем участникам закупки.

    Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок, комиссия не оценила заявку, содержавшую предложение в размере ноль рублей. Кроме того, в ее отношении указано: «определить числовое значение математически не представляется». Эти действия содержат признаки правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ. 

    8.    О правомерности установления заказчиком при закупке услуг по техническому обслуживанию медицинской техники и оборудования, в том числе являющегося источником ионизирующего излучения, требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.

    Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

    Действующее законодательство регламентирует, что лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

    В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469, в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят следующие работы (услуги):

    - монтаж и наладка медицинской техники;

    - контроль технического состояния медицинской техники;

    - периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;

    - ремонт медицинской техники.

    Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 278, техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) является лицензируемым видом деятельности.

    То есть, согласно положениям законодательства РФ, лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности.

    Учитывая, что техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих), используемых в медицинской деятельности, не требует получения лицензии, установление в документации о закупке требования к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих) не правомерно.

    9.    Разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации по вопросу закупок медицинских изделий, в отношении которых установлены ограничения допуска из иностранных государств, при отсутствии подтверждения страны происхождения (письмо от 07.12.2015 № Д28и-3545).

    В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) РФ, Республики Армении, Республики Беларусь или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

    Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона № 44, или копии этих документов.

    В соответствии с подпунктом «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст. 14 Закона № 44, или заверенные копии таких документов.

    Таким образом, при осуществлении закупки с применением вышеуказанного постановления, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе второй части заявки на участие в конкурсе (аукционе) такая заявка считается содержащей предложения о поставке иностранных товаров и может быть отклонена при наличии 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

    содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;

    не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.