Аналитика изменений законодательства РФ, разъяснения и практика рассмотрения споров

    Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44)

    1. Минздрав России устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком при осуществлении закупок лекарственных препаратов.

    Как следует из Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 149, такие полномочия устанавливаются по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой.

    2. Постановлением Правительства РФ от 02.02.2017 № 121 установлены  общие требования к порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается, модернизируется или осваивается в РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом.

    Указанным Постановлением регламентированы требования к порядку определения предельной цены единицы товара, в случаях, если в отношении товара осуществляется государственное регулирование цен или цены установлены муниципальными правовыми актами, либо товар реализуется на биржевых торгах, а именно, порядком должны предусматриваться:

    срок определения предельной цены единицы товара федеральным органом исполнительной власти;

    периодичность пересчета предельной цены единицы товара федеральным органом исполнительной власти;

    необходимость направления федеральным органом исполнительной власти производителю товара запроса о рассчитанной производителем товара предельной цене единицы товара и рекомендуемая форма ответа на такой запрос.

    3. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 определен порядок формирования и использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Каталог используется заказчиками в целях обеспечения единообразного указания наименований товаров, работ, услуг.

    До 1 октября 2017 года Федеральное казначейство осуществляет размещение в единой системе информации, включаемой в каталог, в форме электронного документа, созданного в распространенных и открытых форматах, обеспечивающих возможность сохранения на технических средствах, поиска и копирования произвольных фрагментов текста.

    Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (за исключением отдельных положений).

    Также указанным нормативным актом утратившими силу признаны:

    Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд»;

    Постановление Правительства РФ от 02.06.2001 № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд».

     

    Разъяснения органов исполнительной власти

    1. При изменении заявки участник закупки не должен заново представлять полный комплект документов.

    Данный вывод следует из письма Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3538. По мнению компетентного органа исполнительной власти, документы, поданные в составе изменений, являются частью заявки. Ввиду чего нет необходимости представлять полный комплект документов.

    2. Организация не вправе учувствовать в закупке, если сведения о нем отсутствуют в  реестре СМСП.

    Такой вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 29.12.2016 № Д28и-3468. То есть, юридическое лицо не вправе участвовать в закупках проводимых в рамках Закона № 223, которые проводятся только среди субъектов малого и среднего бизнеса, если сведения о таком лице отсутствуют в едином реестре СМСП.

    При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные ИП (вместо сведений из реестра)обязаны представить декларацию о соответствии критериям отнесения к субъектам СМСП.

    3. Антидемпинговые меры не подлежат применению, если при закупке нельзя заранее определить объем работ и услуг.

    К такому выводу пришло Минэкономразвития России (письмо от 13.12.2016 № Д28и-3262).

    Т.е. при проведении таких закупок не применяются следующие антидемпинговые меры:

    - предоставление повышенного обеспечения исполнения контракта;

    - представление информации о добросовестности участника закупки.

    Обращаем внимание, что в силу норм Закона № 44, антидемпинговые  меры предусмотрены, если участник предлагает цену контракта на 25 и более % ниже начальной (максимальной) цены контракта.

    4. Если окончание срока подачи запроса о разъяснении аукционной документации выпадает на выходной день, то днем окончания этого срока будет следующий за ним рабочий день.

    Вывод, изложенный в письме Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3518, основан на общих нормах Гражданского кодекса РФ. Так ст. 193 Гражданского кодекса РФ регламентирует, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    5. Закон № 44 не предусматривает право сторон частично расторгнуть контракт, т.е. нельзя отказаться от отдельных обязательств по контракту, например, путем заключения сторонами письменного соглашения (Письмо Минэкономразвития России от 16.01.2017 N Д28и-130).

    Согласно положениям Закона № 44-ФЗ, расторжение контракта допускается только:

    - по соглашению сторон

    - по решению суда

    - в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    6. Участник закупки должен представить в заявке свидетельство о допуске к работам по генподряду или допуски по опасным работам, в зависимости от формулировки закупочной документации.

    Вывод основан на положениях Градостроительного кодекса РФ и Перечне видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона РФ № 624). В указанный Перечень включены и работы по организации строительства – генподряд.

    Как указало Минэкономразвития России в письме от 27.01.2017 № Д28и-336С,заказчик вправе установить требование представить только свидетельство о допуске к работам по генеральному подряду.

    Однако стоит учесть, что в данном случае участник закупки не вправе предоставлять свидетельство о допуске к конкретным видам работ. Данный подход также обусловлен с учетом мнения антимонопольного органа, согласно которому неправомерно требовать от участника закупки только свидетельство о допуске к конкретным видам работ.

     

    Практика рассмотрения споров

    1. Факт использования результата некачественно выполненных работ не возлагает на заказчика обязанность по оплате стоимости работ в полном объеме.

    К такому выводу пришел Арбитражный суд Волго-Вятского округа от 12.01.2017 по делу № А39-1216/2015.

    При этом в судебной практике встречалась и противоположная позиция: если заказчик, несмотря на заявленные им недостатки, пользуется результатами работ, уменьшать их стоимость он не вправе.

    Как следует из материалов дела: стороны подписали акт о приемке работ (без замечаний) и справку об их стоимости и затратах. В течение гарантийного срока (стороны установили в договоре) заказчик обнаружил недостатки работ и попросил подрядчика устранить выявленные недостатки. Позднее направил претензионное письмо с требованием о соразмерном уменьшении цены.

    Согласно выводам суда, право заказчика в период гарантии требовать соразмерного уменьшения цены при ненадлежащем качестве работ не зависит от обязанности подрядчика своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные в течение гарантийного срока.

    2. Участник закупки в своей заявке не обязан указывать «Товарный знак отсутствует», если это требование не предусмотрено закупочной документацией.

    Как следует из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 06.02.2017№ Ф05-20520/2016: из содержания документации об аукционе не усматривается обязанность участника закупки указать «Товарный знак отсутствует». При отсутствии зарегистрированного товарного знака в отношении полагаемого к поставке товара, не указание соответствующей формулировки не может являться надлежащим основанием к недопуску к участию в аукционе.