Аналитика изменений законодательства РФ, разъяснения и практика рассмотрения споров

    Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44)

    1. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 № 73 изменены правила планирования закупок.

    31 января 2017 года в силу вступило Постановление Правительства РФ (за исключением отдельных положений), которыми внесены поправки в планирование закупок (расширен перечень закупок которые указываются в упрощенном порядке).

    Также нормативно-правовой акт устанавливает, что если проводится закупка товаров, работ, услуг, единицы измерения которых различны, сведения о количестве, объеме и единицах измерения в план-график включать не нужно.

    Регламентированы отдельные формы планов закупок и планов-графиков для закупок, связанных с государственной тайной.

    2. Минстрой России утвердило Методику применения сметных норм, которая введена в действие с 1 февраля (Приказ от 29.12.2016 № 1028/пр).

    Документ регламентирует применение сметных норм при определении сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства и их капитального ремонта.

    Методика применима при выполнении соответствующих видов работ как по ФЗ № 44, так и по ФЗ № 223. Документ необходимо применять при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если для финансирования таких работ привлекаются, в частности:

    - бюджетные средства;

    - средства юр. лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает 50%.

     

    Разъяснения органов исполнительной власти

    1. О правомерности участия в закупке аффилированных между собой лиц.

    Письмом от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371 Минэкономразвития России было разъяснено, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

    Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

    Учитывая, что ФЗ № 223 построен на принципах равноправия, отсутствия необоснованных ограничений, добросовестной конкуренции, информационной открытости и прозрачности закупки, министерством был сделан вывод о дозволенности участия в закупке, в том числе аффилированных между собой лиц.

    При этом в письме присутствует ссылка на ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ, которая гласит, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

    2. При проведении электронного аукциона заказчик вправе установить во второй части заявки требование о представлении регистрационного удостоверения на лекарственные препараты.

    Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития России от 27 октября 2016 года № Д28и-2855.

    Как указывает уполномоченный орган власти, в соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При этом не допускается требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.

    Таким образом, в случае если участник аукциона в составе своей заявки не представил копию регистрационного удостоверения при наличии такого требования в документации об аукционе, такая заявка отклоняется.

    Кроме того, в соответствии с ч. 6.1 ст. 66 ФЗ № 44 в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 66 ФЗ № 44, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

    3. При осуществлении закупки в извещении и документации о закупке должна быть определена начальная (максимальная) цена договора.

    В соответствии с п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ № 223 в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

    Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ № 223 в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

    При этом следует отметить, что в случае, когда при проведении закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заказчик не может определить необходимое ему количество товаров, работ, услуг, целесообразно в документации и извещении о закупке устанавливать начальную (максимальную) цену каждого товара, работы, услуги и общую начальную (максимальную) цену товаров, работ, услуг либо указать ориентировочное значение цены.

    Данный вывод был изложен в Письме Минэкономразвития России от 08.11.2016 № ОГ-Д28-12653.

    4. Заказчик, руководствующийся положениями ФЗ № 223, одновременно с размещением сведений о закупке в ЕИС вправе публиковать их и в СМИ (Письмо Минэкономразвития России от 28.10.2016 № ОГ-Д28-12383).

    Антимонопольная служба придерживается сходной позиции: размещение информации о закупке, в том числе в СМИ, обеспечивает гласность и прозрачность закупки.

    Как указало министерство, заказчик согласно ФЗ № 223 наряду с размещением сведений о закупке в ЕИС может направить потенциальным исполнителям приглашения к участию в закупке. Порядок такого приглашения заказчик должен установить в положении о закупке.

    При этом возможность заказчика размещать в СМИ информацию о закупке также следует предусмотреть в положении. Кроме того, в этом документе можно привести и перечень СМИ, в которых будут публиковаться сведения о закупках.

     

    Практика рассмотрения споров 

    1. При рассмотрении жалоб на действия заказчика необходимо учитывать правоспособность заявителя.

    Согласно новой редакции ГК РФ  (ст. 49) право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

    Как следует из решения Калининградского УФАС России от 12.08.2016 № КС-234/2016, если действующим  законодательством РФ предусмотрено для определённых видов деятельности наличие специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ, то юридическое лицо, не  соответствующее  данным требованиям, не обладает специальной  правоспособностью для осуществления такой деятельности.

    Таким образом, заявитель не являясь участником закупки, чьи права и законные интересы могут быть нарушены, а также в силу закона не являющийся даже потенциальным участником данной закупки, не является лицом, имеющим право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе.