Аналитика изменений законодательства РФ, регулирующего закупочную деятельность, разъяснения уполномоченных органов

    Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44)

    1. С 16 декабря 2016 года Правительство Российской Федерации ограничило закупки большего количества иностранных медицинских изделий.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации  от 30.11.2016 № 1268 в перечень иностранных медицинских изделий, закупки которых ограничены, попали новые товары. Среди них диагностическое оборудование, включая рентгеновские аппараты, физиотерапевтическое оборудование, диагностические наборы, хирургические и стоматологические инструменты, технические средства реабилитации, инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных, медицинские изделия ватно-марлевой группы и абсорбирующее белье, бинты, операционные светильники, паровые стерилизаторы.

    Напомним, если заказчик закупает медицинские изделия из перечня, он обязан отклонить все заявки, в которых предлагается поставить иностранный товар. Исключение составляют товары из стран ЕАЭС. Такие изделия закупать разрешается, даже если они есть в перечне.

    Заказчик отклоняет заявки с предложением поставки иностранных медицинских изделий лишь при определенных условиях (выявляется при сопоставлении заявок):

    • подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям документации;
    • поданные заявки должны одновременно отвечать следующим критериям:
    •    содержать предложение поставить медицинские изделия, происходящие из государств - членов ЕАЭС;
    •    не содержать предложения поставить один и тот же вид медицинских изделий одного производителя либо производителей, входящих в группу лиц заявок.

     

    2. Правительство Российской Федерации утвердило мероприятия об исполнении федерального бюджета в 2017 году, и в плановый период 2018 и 2019 годов.

    Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» вступило в силу с 01 января 2017 года, за исключением некоторых положений, вступивших в силу с 30 декабря 2016 года.

    3. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р с 31 декабря 2016 года заказчики вправе проводить электронные аукционы на еще одной площадке - Российский аукционный дом (www.auction-house.ru).

    Отметим, что ранее таких площадок было 5:

    - ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;

    - ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;

    - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;

    - ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;

    - ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.

    4. Расширен перечень единых обязательных требований к участникам закупок, установленный ст. 31 Закона № 44.

    Поправки внесены Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ и устанавливают отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, совершенные в рамках Уголовного кодекса РФ, а именно статьями:

    • 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»;
    • 290 «Получение взятки»;
    • 291 «Дача взятки»;
    • 291.1 «Посредничество во взяточничестве».

    В перечень обязательных единых требований также включено требование о непривлечении участника закупки (юридического лица) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ - Незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

    При этом на участников закупок, у которых судимость в рамках Уголовного кодекса РФ погашена или снята, такие ограничения не распространяются.

    5. Федеральным законом от 28.12.2016 № 500-ФЗ уточнены случаи, при которых может осуществляться закупка у единственного поставщика.

    Так на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок, не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей 100 000 рублей.

    6. Расширен перечень положений, подлежащих включению в договор о банковском сопровождении контракта.

    Согласно поправкам из Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1479, договор о банковском сопровождении должен содержать и обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, направлять в Федеральное казначейство не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем проведения банковской операции по отдельному счету, информацию об операциях, проведенных по указанному счету, если операции по исполнению сопровождаемого контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежат отражению на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

    7. С 01 января 2017 года запрещено проводить закупки, которые не включены в планы-графики (ч. 11 ст. 21 Закона № 44).

    Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 44, в планы-графики включаются перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год. Такие планы – графики являются основанием для осуществления заказчиками закупок.

    План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

    В случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства РФ период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

    Напоминаем, ранее ЕИС (Единая информационная система) позволяла размещать закупки, не указанные заказчиками в планах – графиках.

    8. Сегодня согласно ч. 4 ст. 23 Закона № 44, наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении необходимо указывать в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Указанная норма вступила в силу с 1 января 2017 года. В соответствии со ст. 23 Закона № 44, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

    Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Однако как следует из Письма Минэкономразвития России от 03.11.2016 № Д28и-2881 проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении порядка формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правил его использования» разработан и согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    И только после его согласования будет представлен в Правительство Российской Федерации.

    9. Расширены функции ЕИС.

    Во исполнение ч. 5 ст. 112 Закона № 44, постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 с 01 января 2016 года была введена в эксплуатацию ЕИС. Согласно п. 3 указанного Постановления, Федеральное казначейство является органом ответственным за его реализацию.

    Также ЕИС была размещена в сети интернет по адресу официального сайта РФ  www.zakupki.gov.ru. При этом старый официальный сайт закупок на сегодняшний день продолжает функционировать.

    С 01.01.2017 в дополнение к функциям, указанным в п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44, с помощью ЕИС также обеспечивается контроль за соответствием:

    - информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;

    - информации, включенной в планы-графики, информации, содержащейся в планах закупок;

    - информации в извещениях о закупках, документации о закупках информации в планах-графиках;

    - информации в протоколах определения поставщиков информации в документации о закупках;

    - условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, информации в протоколе определения поставщика;

    - информации о контракте, включенной в реестр контрактов, условиям контракта.

    10. С 01.01.2017 заказчикам необходимо проводить общественное обсуждение отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ст. 20 Закона № 44.

    Случаи, когда общественное обсуждение закупок является обязательным, и порядок такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835.

    Как устанавливает указанное Постановление, обязательное общественное обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона № 44 - отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

    По результатам обязательного общественного обсуждения заказчиками могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменены закупки.

    Ранее в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2015 № 795 в период с 01.01.2016 до 31.12.2016 обязательное общественное обсуждение надлежало проводить в случае, если НМЦ либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышала 1 миллиард рублей.

    11. Необходимо указывать идентификационный код закупки в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков.

    Указанное обязательное требование устанавливается п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44.

    12. В силу вступила ч. 1 ст. 97 Закона № 44, устанавливающая определение мониторинга закупок.

    Так под мониторингом понимается система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.

    Мониторинг закупок осуществляется с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации.

    Цели мониторинга определены ч. 2 ст. 97 Закона № 44.

    13. Частью 5 ст. 99 Закона № 44 конкретизированы полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами по контролю в сфере осуществления закупок, а именно контроль за соответствием информации об:

    • объеме финансового обеспечения в соответствии с планами закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;
    •  идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах, например в плане-графике и в плане закупок.

    Данные полномочия осуществляются с помощью ЕИС. Так на сегодняшний день заказчикам не требуется представления контролирующим органам дополнительных документов.

    14. С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки согласно положениям Закона № 44.

    Однако, согласно ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44 некоторые закупки все же могут проводиться по правилам Закона № 223:

    1. Федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации;
    2. Закупки, осуществляемые в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным ч. 3 ст. 2 Закона № 223 принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
    • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
    • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона.

    Так перечень ФГУП, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, и в отношении которых не применяются положения Закона № 44 на основании п. 6 ч. 2 ст. 1, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р, которое вступило в силу 01.01.2017. Указанный перечень пока включает в себя 64 позиции.

    15. Правительство Российской Федерации предоставило Казначейству еще один год, для обеспечения возможности участникам закупок подавать  заявки в электронной форме через ЕИС.

    Так участники закупок до 2018 года не смогут подавать все заявки в электронной форме через ЕИС. Постановление 31.12.2016 № 1588 вступило в силу 14 января 2017 года.

    Ранее срок такой обязанности для Казначейства был - не позднее 1 января 2017 года.

    Таким образом, до 2018 года только участники электронного аукциона могут подавать заявки через электронную площадку. Участники конкурса, запроса котировок, запроса предложений могут оформить свои заявки только на бумаге.

    16. Применяются типовые условия для контрактов, по которым необходимо привлекать малый бизнес.

    Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 вступило в силу 4 января 2017 года.

    Такие условия применяются для контрактов, по которым заказчики вправе требовать, чтобы к исполнению привлекались субъекты малого бизнеса и социально ориентированные организации.

    Типовые условия предполагают, что контрагент заказчика должен привлечь субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5% от цены контракта.

    Также законодатель предусмотрел, что исполнитель (поставщик, подрядчик) обязан предоставлять заказчику документы, среди которых:

    - декларация о том, что привлеченное лицо является СМП или СОНКО. Ее нужно направить заказчику в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем;

    - копия документа о приемке у СМП, СОНКО результатов исполнения договора (предоставить заказчику в течение 10 рабочих дней со дня оплаты исполнителем контракта товаров, работы, услуг).

    17. Постановлением Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 определен новый порядок применения запретов и ограничений в отношении иностранных товаров, работ и услуг при закупках для нужд обороны страны.

    Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению и товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов ЕАЭС), в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории ЕАЭС отсутствуют.

    Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к Постановлению, в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует. Предусмотренный приложением к Постановлению перечень товаров, происходящих из иностранных государств, включает 132 позиции. Запрет действует в течение 2 лет со дня вступления в силу Постановления, т.е. до 2019 года

    Нормативно правовой акт также предусматривает случаи, при которых запреты не применяются.

    Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1576, которое ранее регулировало аналогичные правоотношения, признано утратившим силу.

     

    Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223)

    1. По мнению Минэкономразвития России, с 2017 года заказчики осуществляющие закупки в рамках Закона № 223, смогут предоставлять приоритет товарам из Белоруссии.

    Такое мнение следует из Писем Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2858 и № Д28и-2839.

    Белорусские товары, а также работы и услуги, выполняемые лицами этой страны, будут наравне с отечественными иметь приоритет перед иностранными товарами, работами и услугами, которые осуществляют иностранцы.

    Делая вывод о белорусской продукции, министерство сослалось на правительственное Постановление от 16.09.2016 № 925, согласно которому с 1 января 2017 года заказчики при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ могут предоставлять приоритет:

    • товарам российского происхождения - по отношению к импортным товарам;
    • работам, услугам, выполняемым и оказываемым российскими лицами, - по отношению к работам, услугам иностранных лиц.

    Однако стоит обратить внимание, что заказчику необходимо включить такие условия в положение и документацию о закупке, в том числе условие о том, что участник должен отразить в заявке страну происхождения товара.

    Порядок предоставления приоритета будет зависеть от способа закупки. Также стоит учитывать, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

    2. Правительство Российской Федерации внесло поправки в Постановление от 11.12.2014 № 1352 и с 16 декабря 2016 (за исключением отдельных положений) по всем договорам, заключенным в соответствии с Законом № 223 с малым бизнесом, 30-дневный срок для оплаты стал обязательным.

    Так тридцатидневный срок оплаты отсчитывается с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товаров, работ, услуг.

    Новые правила относятся к 3-х категориям договоров, заключаемых в рамках Закона № 223:

    • по итогам закупки, участниками которой могут быть любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП);
    • по результатам закупки, проводимой только среди малого и среднего бизнеса;
    • в случаях, когда заказчик установил требование к поставщикам, подрядчикам, исполнителям привлечь к исполнению договора субподрядчиков или соисполнителей из числа субъектов МСП.

    Ранее правило о тридцатидневном сроке оплаты касалось лишь договоров, заключаемых с субъектами МСП по результатам закупки, проводимой только среди таких субъектов.

    3. С 1 января 2017 года в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов или неразмещения указанного отчета в ЕИС, положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным.

    Устанавливается ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223. В указанном случае заказчик при проведении закупок обязан руководствоваться положениями Закона № 44.

     

    Законопроекты:

    1. Проектом Федерального закона № 58940-7 предлагается штрафовать должностных лиц заказчика за нарушение сроков оплаты по контрактам.

    20 декабря 2016 года Правительство внесло в Госдуму проект изменений КоАП РФ. Должностным лицам заказчика будет грозить штраф от 30 000 до 50 000 рублей, если они нарушат сроки и порядок оплаты по контрактам.

    Напомним, что сегодня такие штрафы предусмотрены только в рамках гособоронзаказа.

    Согласно проекту за повторное нарушение сроков и порядка оплаты, должностное лицо дисквалифицируют на срок до 2 лет.

    Сегодня Закон № 44 позволяет заказчикам самостоятельно определять в проекте контракта сроки оплаты, однако исключение установлено для СМП или СОНО, а именно в проекте контракта должно быть условие об оплате в срок, не превышающий 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

    2. Законодатель предлагает обязать участников государственных закупок платить госпошлину за подачу жалобы в контрольный орган.

    Проект Федерального закона № 67135-7 был внесен в Госдуму 28 декабря 2016 года.

    Размер пошлины законопроект не устанавливает. Однако в случае его принятия, заявителям при обращении с жалобой необходимо будет прилагать документ, свидетельствующий об уплате им государственной пошлины.

    На сегодняшний день законодательство не предусматривает уплату госпошлины за обращения в контрольные органы с жалобой.

    Как отмечает сам разработчик проекта, зачастую цель подачи жалобы - затягивание процедуры закупки и/или заключения контракта, а при установлении госпошлины за обращения, удастся избежать таких злоупотреблений.

    3. Предлагается вносить в реестр контрактов сведения о договорах исполнителя с малым бизнесом.

    Общественное обсуждение проекта Постановления Правительства РФ завершилось 12 января 2017 года.

    Как следует от проекта, планируется изменить правила ведения реестра контрактов, утвержденные Постановлением № 1084.

    В случае его принятия, с июля 2017 года в реестр потребуется вносить еще больше информации.