Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2016 № 1268 в перечень иностранных медицинских изделий, закупки которых ограничены, попали новые товары. Среди них диагностическое оборудование, включая рентгеновские аппараты, физиотерапевтическое оборудование, диагностические наборы, хирургические и стоматологические инструменты, технические средства реабилитации, инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных, медицинские изделия ватно-марлевой группы и абсорбирующее белье, бинты, операционные светильники, паровые стерилизаторы.
Напомним, если заказчик закупает медицинские изделия из перечня, он обязан отклонить все заявки, в которых предлагается поставить иностранный товар. Исключение составляют товары из стран ЕАЭС. Такие изделия закупать разрешается, даже если они есть в перечне.
Заказчик отклоняет заявки с предложением поставки иностранных медицинских изделий лишь при определенных условиях (выявляется при сопоставлении заявок):
Постановление Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» вступило в силу с 01 января 2017 года, за исключением некоторых положений, вступивших в силу с 30 декабря 2016 года.
Отметим, что ранее таких площадок было 5:
- ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
- ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;
- ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;
- ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;
- ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.
Поправки внесены Федеральным законом от 28.12.2016 № 489-ФЗ и устанавливают отсутствие у участника закупки судимости не только за преступления в сфере экономики, но и за преступления, совершенные в рамках Уголовного кодекса РФ, а именно статьями:
В перечень обязательных единых требований также включено требование о непривлечении участника закупки (юридического лица) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ - Незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
При этом на участников закупок, у которых судимость в рамках Уголовного кодекса РФ погашена или снята, такие ограничения не распространяются.
Так на заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок, не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей 100 000 рублей.
Согласно поправкам из Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1479, договор о банковском сопровождении должен содержать и обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, направлять в Федеральное казначейство не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем проведения банковской операции по отдельному счету, информацию об операциях, проведенных по указанному счету, если операции по исполнению сопровождаемого контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежат отражению на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 44, в планы-графики включаются перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год. Такие планы – графики являются основанием для осуществления заказчиками закупок.
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства РФ период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.
Напоминаем, ранее ЕИС (Единая информационная система) позволяла размещать закупки, не указанные заказчиками в планах – графиках.
Указанная норма вступила в силу с 1 января 2017 года. В соответствии со ст. 23 Закона № 44, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако как следует из Письма Минэкономразвития России от 03.11.2016 № Д28и-2881 проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении порядка формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правил его использования» разработан и согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
И только после его согласования будет представлен в Правительство Российской Федерации.
Во исполнение ч. 5 ст. 112 Закона № 44, постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 № 36 с 01 января 2016 года была введена в эксплуатацию ЕИС. Согласно п. 3 указанного Постановления, Федеральное казначейство является органом ответственным за его реализацию.
Также ЕИС была размещена в сети интернет по адресу официального сайта РФ www.zakupki.gov.ru. При этом старый официальный сайт закупок на сегодняшний день продолжает функционировать.
С 01.01.2017 в дополнение к функциям, указанным в п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 44, с помощью ЕИС также обеспечивается контроль за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;
- информации, включенной в планы-графики, информации, содержащейся в планах закупок;
- информации в извещениях о закупках, документации о закупках информации в планах-графиках;
- информации в протоколах определения поставщиков информации в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, информации в протоколе определения поставщика;
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, условиям контракта.
Случаи, когда общественное обсуждение закупок является обязательным, и порядок такого обсуждения установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835.
Как устанавливает указанное Постановление, обязательное общественное обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона № 44 - отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По результатам обязательного общественного обсуждения заказчиками могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменены закупки.
Ранее в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2015 № 795 в период с 01.01.2016 до 31.12.2016 обязательное общественное обсуждение надлежало проводить в случае, если НМЦ либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышала 1 миллиард рублей.
Указанное обязательное требование устанавливается п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44.
Так под мониторингом понимается система наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.
Мониторинг закупок осуществляется с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации.
Цели мониторинга определены ч. 2 ст. 97 Закона № 44.
Данные полномочия осуществляются с помощью ЕИС. Так на сегодняшний день заказчикам не требуется представления контролирующим органам дополнительных документов.
Однако, согласно ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44 некоторые закупки все же могут проводиться по правилам Закона № 223:
Так перечень ФГУП, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан РФ, обороноспособности и безопасности государства, и в отношении которых не применяются положения Закона № 44 на основании п. 6 ч. 2 ст. 1, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р, которое вступило в силу 01.01.2017. Указанный перечень пока включает в себя 64 позиции.
Так участники закупок до 2018 года не смогут подавать все заявки в электронной форме через ЕИС. Постановление 31.12.2016 № 1588 вступило в силу 14 января 2017 года.
Ранее срок такой обязанности для Казначейства был - не позднее 1 января 2017 года.
Таким образом, до 2018 года только участники электронного аукциона могут подавать заявки через электронную площадку. Участники конкурса, запроса котировок, запроса предложений могут оформить свои заявки только на бумаге.
Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 вступило в силу 4 января 2017 года.
Такие условия применяются для контрактов, по которым заказчики вправе требовать, чтобы к исполнению привлекались субъекты малого бизнеса и социально ориентированные организации.
Типовые условия предполагают, что контрагент заказчика должен привлечь субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5% от цены контракта.
Также законодатель предусмотрел, что исполнитель (поставщик, подрядчик) обязан предоставлять заказчику документы, среди которых:
- декларация о том, что привлеченное лицо является СМП или СОНКО. Ее нужно направить заказчику в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем;
- копия документа о приемке у СМП, СОНКО результатов исполнения договора (предоставить заказчику в течение 10 рабочих дней со дня оплаты исполнителем контракта товаров, работы, услуг).
Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению и товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов ЕАЭС), в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории ЕАЭС отсутствуют.
Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к Постановлению, в целях закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории РФ отсутствует. Предусмотренный приложением к Постановлению перечень товаров, происходящих из иностранных государств, включает 132 позиции. Запрет действует в течение 2 лет со дня вступления в силу Постановления, т.е. до 2019 года
Нормативно правовой акт также предусматривает случаи, при которых запреты не применяются.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1576, которое ранее регулировало аналогичные правоотношения, признано утратившим силу.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223)
Такое мнение следует из Писем Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2858 и № Д28и-2839.
Белорусские товары, а также работы и услуги, выполняемые лицами этой страны, будут наравне с отечественными иметь приоритет перед иностранными товарами, работами и услугами, которые осуществляют иностранцы.
Делая вывод о белорусской продукции, министерство сослалось на правительственное Постановление от 16.09.2016 № 925, согласно которому с 1 января 2017 года заказчики при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ могут предоставлять приоритет:
Однако стоит обратить внимание, что заказчику необходимо включить такие условия в положение и документацию о закупке, в том числе условие о том, что участник должен отразить в заявке страну происхождения товара.
Порядок предоставления приоритета будет зависеть от способа закупки. Также стоит учитывать, что приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Так тридцатидневный срок оплаты отсчитывается с даты, когда заказчик подписал документ о приемке товаров, работ, услуг.
Новые правила относятся к 3-х категориям договоров, заключаемых в рамках Закона № 223:
Ранее правило о тридцатидневном сроке оплаты касалось лишь договоров, заключаемых с субъектами МСП по результатам закупки, проводимой только среди таких субъектов.
Устанавливается ч. 8.1 ст. 3 Закона № 223. В указанном случае заказчик при проведении закупок обязан руководствоваться положениями Закона № 44.
Законопроекты:
20 декабря 2016 года Правительство внесло в Госдуму проект изменений КоАП РФ. Должностным лицам заказчика будет грозить штраф от 30 000 до 50 000 рублей, если они нарушат сроки и порядок оплаты по контрактам.
Напомним, что сегодня такие штрафы предусмотрены только в рамках гособоронзаказа.
Согласно проекту за повторное нарушение сроков и порядка оплаты, должностное лицо дисквалифицируют на срок до 2 лет.
Сегодня Закон № 44 позволяет заказчикам самостоятельно определять в проекте контракта сроки оплаты, однако исключение установлено для СМП или СОНО, а именно в проекте контракта должно быть условие об оплате в срок, не превышающий 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Проект Федерального закона № 67135-7 был внесен в Госдуму 28 декабря 2016 года.
Размер пошлины законопроект не устанавливает. Однако в случае его принятия, заявителям при обращении с жалобой необходимо будет прилагать документ, свидетельствующий об уплате им государственной пошлины.
На сегодняшний день законодательство не предусматривает уплату госпошлины за обращения в контрольные органы с жалобой.
Как отмечает сам разработчик проекта, зачастую цель подачи жалобы - затягивание процедуры закупки и/или заключения контракта, а при установлении госпошлины за обращения, удастся избежать таких злоупотреблений.
Общественное обсуждение проекта Постановления Правительства РФ завершилось 12 января 2017 года.
Как следует от проекта, планируется изменить правила ведения реестра контрактов, утвержденные Постановлением № 1084.
В случае его принятия, с июля 2017 года в реестр потребуется вносить еще больше информации.